Гражданин, желающий объявить себя банкротом, должен пройти несколько этапов длительной и непростой процедуры. Одним из самых важных является подача заявления в арбитражный суд или МФЦ. Недостаточно просто составить заявление, нужно это сделать юридически грамотно, ведь от этого зависит примет ли суд решение о признании гражданина банкротом или нет.
Подаче заявления предшествует так называемый подготовительный этап. Сюда входит сбор законодательно утвержденных документов и справок, которые будут подтверждать невозможность должника исполнять свои долговые обязательства.
Какие документы необходимо приложить к заявлению о банкротстве физического лица
Для подачи заявления о финансовой несостоятельности в судебном порядке (через арбитражный суд) гражданину нужно предоставить различного рода документы и справки. Условно их можно разделить на следующие группы:
- Личные документы должника:
- Паспорт;
- СНИЛС;
- ИНН;
- Справка о наличии или отсутствии статуса индивидуального предпринимателя. Ее можно получить на сайте Федеральной налоговой службы: www.nalog.ru, услуга бесплатна.
- Документы, подтверждающие семейное положение должника: свидетельство о заключении или расторжении брака. Последний предоставляется если развод состоялся в последние 3 года, предшествующих подаче заявления о банкротстве;
- Брачный договор (если он есть);
- Документы, подтверждающие состав семьи должника: свидетельства о рождении его детей;
- Документы об имуществе супругов, а также о его разделе (если таковой есть).
- Сведения должника об имеющихся долговых обязательствах.
Гражданину необходимо предоставить список всех его кредиторов и суммы задолженностей: кредитные договоры, заявления оферты, справки о задолженностях (можно получить от кредиторов), чеки и т.д. Важный момент: должником указываются все его долги, не смотря на их сумму и происхождение: кредиты, займы, налоги, штрафы, долги по ЖКХ и даже алименты (пусть они и не будут подлежать списанию).
- Сведения о работе и доходах должника:
- Справка о заработной плате (при ее отсутствии – справка из центра занятости населения) по форме 2 НДФЛ за последние 3 года;
- Справка о размере пенсии (если она имеется);
- Копия трудовой книжки;
- О счетах, вкладах и иных доходах
- Документы об имуществе должника и сделок с ним за последние 3 года:
Справки ЕГРН и ГИБДД (о наличии или отсутствии в собственности транспортных средств).
- Медицинские справки. (Если такие имеются):
- Об инвалидности должника;
- Справки о продолжительной болезни, повлекшей неспособность исполнять долговые обязательства;
- Документы, подтверждающие факт того, что на иждивении должника находятся другие лица, требующие постоянного ухода.
- Документы о сделках должника, совершенные им за последние 3 года до подачи заявления о банкротстве.
Эти сведения необходимы для того, чтобы выяснить, были ли эти сделки совершены для сокрытия своего имущества и денежных средств перед процедурой финансовой несостоятельности.
- Чеки об оплате государственной пошлины (в размере 300 руб.) и вознаграждении финансового управляющего (25 тыс. руб.).
У должника есть возможность подать ходатайство в арбитражный суд об отсрочке платежа вознаграждения финуправляющего, если нет возможности оплатить его сразу
- Документ, подтверждающий факт направления уведомления иска о банкротстве кредиторам
Число уведомлений должно совпадать с количеством кредиторов должника.
Наряду с заявлением о банкротстве и приложенного пакета документов, должнику также необходимо предоставить 2 приложения:
- Список кредиторов и перечень финансовых обязательств.
- Информация об имуществе и счетах должника.
Необходимых документов и справок, в качестве приложения к заявлению о банкротстве, очень много. Их количество обычно достигает 30 – 40. Таким образом, гражданину для прохождения процедуры банкротства, нужно не только правильно и грамотно составить заявление в суд или МФЦ, но и предоставить наиболее полный пакет документов. У суда должна быть полная картина вашего финансового положения, а также причин, послуживших его ухудшению. Должник должен убедить в необходимости своего банкротства
Как надо писать заявление и какую информацию необходимо указывать
Требования составления заявления о банкротстве физических лиц законодательно утверждена. Заявление состоит из нескольких разделов:
Шапка заявления:
- Указывается наименование арбитражного суда (по месту регистрации или месту жительства), куда подается заявление;
- Заявитель должник: ФИО, дата рождения, место регистрации (место проживания), а также контактные данные (телефон, электронная почта);
- Представитель должника (если он имеется): ФИО, паспорт и номер доверенности, на основании которого он представляет заявителя должника.
- Кредиторы: название организаций, адреса и контактные данные.
Основной текст заявления содержит разделы:
- Долговые обязательства должника (кредиты) с указанием сумм задолженностей.
Как мы писали ранее, указываются все кредиторы и долги гражданина. Кредиторами могут быть как организации (банковские, МФО), государственные структуры (Налоговая инспекция, Пенсионный фонд), частные лица (долги по алиментам, по возмещению вреда здоровью) и др. Указываются все долги физического лица, не зависимо от того, будут ли они подлежать списанию! Каждая задолженность должна быть подтверждена документально (кредитный договор, договор оферты и т.д.)
- Причины финансовой несостоятельности.
Этот раздел должен содержать веские причины ухудшения финансового положения должника: увольнение с работы, продолжительная болезнь, потеря кормильца и т.д
- Судебные процессы.
Наличие судебных производств в отношении должника или уже выданные исполнительные производства.
- Счета в банках
В этот раздел гражданин включает: перечень своих банковских счетов, выписки о движении денежных средств. Помните, любые перемещения денежных средств на ваших счетах должны быть обоснованы (т.е. предназначались на обеспечение себя и своей семьи). Снятие денег (особенно крупных сумм) с банковских счетов перед прохождением процедуры банкротства может быть расценено судом, как попытка сокрытия имущества.
- Опись имущества.
Перечень всего имущества должника (как движимого, так не недвижимого). Сделки с имуществом должника за последние 3 года будут проверяться финансовым управляющим запросами в соответствующие госструктуры. Это также может стать причиной прекращения дела о банкротстве, если суд решит, что, какие-то сделки с имуществом в предыдущие 3 года были сделаны с целью скрыть имущество. Ваши долги списаны не будут.
- Общая сумма задолженности, как главный признак банкротства
Просрочка платежей ваших долговых обязательств и указание общей суммы долга служит причиной банкротства физического лица. В заявлении указывается каждый кредитор и сумма финансовых обязательств: основной долг и штрафные санкции (проценты, штрафы, пени, неустойки). Затем необходимо посчитать общую сумму долговых обязательств.
- Данные о саморегулируемой организации (СРО) арбитражных управляющих.
Дело о банкротстве должника будет вести арбитражный (финансовый) управляющий той СРО, которую он укажет в заявлении
- Перечень приложений, дата, подпись должника.
Описанная выше форма заявления о признания физического лица банкротом представлена ФЗ №127 о финансовой несостоятельности. Его неправильное заполнение станет причиной отказа арбитражного суда в рассмотрении дела о банкротстве.
Даже учитывая тот факт, что есть законодательно утвержденная форма заявления о финансовой несостоятельности гражданина (с указанием обязательных разделов), документ условный. Ваша задача – как можно более подробно описать ваши финансовые трудности и их причины. Все доводы должны быть подкреплены документально. Суд на основании подробно составленного заявления должен подтвердить факт вашей неплатежеспособности, долгов и добросовестности.
Куда подать заявление
Пройти процедуру банкротства можно 2 способами: в судебном (через арбитражный суд) или во внесудебном (упрощенном) порядке. Выбор способа банкротства зависит от различных факторов: размера долговых обязательств, наличия имущества, завершенности исполнительных производств и т.д.
Заявление для упрощенной процедуры банкротства:
Главными условиями прохождения упрощенной процедуры банкротства является наличие 2 условий:
- Сумма задолженностей гражданина перед кредиторами составляет от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
- Исполнительные производства по долговым обязательствам должны быть окончены. У должника нет денег и имущества, кроме единственного жилья, что подтверждено решением судебных приставов. Реализация имущества назначается, только в порядке судебного банкротства.
Внесудебная процедура банкротства является бесплатной. Даже оплаты госпошлины не требуется.
Заявление на упрощенную процедуру банкротства подается через отделение МФЦ. Форма заявления о финансовой несостоятельности физических лиц имеет законодательно утвержденную форму. Заполнять его стоит внимательно, перечислив всех кредиторов должника. Долговые обязательства, не перечисленные в заявлении, списаны не будут. (Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — нормативный акт, регламентирующий основания признания судом юридического или физического лица несостоятельным, порядок ликвидации юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов.)
Заранее заполненное заявление (вместе со списком кредиторов) предоставляется специалисту МФЦ. Документы, устанавливающие факт наличия долговых обязательств, собирать и прикладывать к заявлению не требуется.
Сотрудники МФЦ не являются специалистами по банкротству, важным для них является соблюдение правил подачи заявленияо признании гражданина банкротом. Но они не будут проверять юридическую грамотность самого заявления.
К тому же, упрощенная процедура банкротства является относительно новой услугой. Эти факторы и являются причинами того, что большая часть заявлений о финансовой несостоятельности не удовлетворяются.
Заявление для судебной процедуры банкротства:
Заявление о банкротстве в судебном порядке должник подает в арбитражный суд по месту регистрации.
Это можно сделать несколькими способами:
- Лично физическим лицом или представителем (в качестве такового может выступить юрист на основании оформленной доверенности).
- Почтовым отправлением. Для избежания неприятной ситуации, вместе с заявлением нужно подробно составить опись прилагаемых документов.
- Через специальную систему «Мой арбитр». Заявление и пакет документов с приложениями подается в электронном виде. Использовать этот вариант подачи заявления о банкротстве можно только при наличии у гражданина подтвержденной учетной записи на электронном портале государственных услуг (Госуслуги).
Распространенные ошибки при подаче заявления о банкротстве.
- Направление заявления не по адресу. В соответствии с законом, оно подается в арбитражный суд по месту жительства или месту регистрации должника.
- Отсутствие документов (квитанции), подтверждающих оплату госпошлины и внесения депозита суда вознаграждения финансового управляющего (или ходатайства об отсрочке платежа).
- Непредставление должником требуемых документов.
- Расхождение сведений, указанных в заявлении о банкротстве и приложенных документах.
- Отсутствие нотариальной доверенности на представителя должника.
- Не допускаются исправления в тексте заявления.
Подготовка документов, составление заявления и его дальнейшая подача – первый и важный этап процедуры банкротства. От его результатов зависит запуск процедуры финансовой несостоятельности и ее благоприятный исход.
Человеку, не имеющему подобного опыта, тяжело разобраться во всех правовых нюансах процедуры банкротства. Нужно потратить много сил и времени. Чтобы быть уверенным в положительном результате задуманного, лучше обратиться к профессионалам.
Человеку, не имеющему подобного опыта, тяжело разобраться во всех правовых нюансах процедуры банкротства. Нужно потратить много сил и времени. Чтобы быть уверенным в положительном результате задуманного, лучше обратиться к профессионалам. Наша компания «БФЛ Финанс» вам в этом поможет. Первичная консультация проводится бесплатно!
Возможность оплаты услуг в рассрочку.