В марте 2021 года, было заявлено о поправках в законодательство о банкротстве физических лиц. Будущие правовые нормы призваны еще более упростить процедуру банкротства. Ходят слухи, что процедуру финансовой несостоятельности граждан можно будет пройти удаленно через портал Госуслуг.

Так ли это? Неужели появился новый способ объявления себя банкротом? Можно ли пройти процедуру финансовой несостоятельности физических лиц дистанционно, без обращения в арбитражный суд или многофункциональный центр (МФЦ)?

Давайте разбираться в этом вопросе.

На сегодняшний день законодательно утверждены 2 способа признания физического лица банкротом: в судебном порядке и упрощенном (внесудебном).

Особенности процедуры банкротства в судебном порядке:

  1. Подается через арбитражный суд.
  2. Сумма задолженностей от 500 тыс. руб. (в отдельных случаях – от 300 тыс.руб.)
  3. У должника имеются просрочки по ежемесячным платежам или же он понимает, что в виду сложившейся финансовой ситуации, они скоро начнутся.
  4. Наличие у должника имущества, продажа которого не покроет погашение задолженностей перед всеми кредиторами.
  5. Отсутствие необходимого дохода для погашения долгов перед кредиторами и обеспечения себя и своей семьи(иждивенцев).

Особенности упрощенной (внесудебной) процедуры банкротства физических лиц:

  1. Производится через подачу заявления в МФЦ;
  2. Сумма задолженностей составляет от 50 тыс.руб. до 500 тыс.руб.;
  3. Исполнительные производства по долговым обязательствам гражданина должны быть окончены. У должника нет денег и имущества для погашения своих долгов, что подтверждено решением судебных приставов;
  4. Процедура является бесплатной;
  5. Срок прохождения процедуры составляет 6 мес.

Какие же изменения наступят с принятием новый правовых норм? Точно ответить на этот вопрос сложно. Общие сведения предложений Министерство экономического развития – единственный источник планируемых изменений в законодательстве о банкротстве:

  • Возможность пользования услугой упрощенного банкротства через подтвержденную учетную запись гражданина на онлайн-портале Госуслуги;
  • Через Госуслуги будет возможна только подача заявления для упрощенной (внесудебной) процедуры финансовой несостоятельности физических лиц;
  • Взаимодействие Госуслуг и системы базы данных Федеральной службы судебных приставов (ФССП РФ). Здесь речь идет об интеграции систем для упрощения запросов необходимых сведений (к примеру, проверка наличия закрытых исполнительных производств должника);
  • Возможность контроля хода процедуры банкротства, т.е. гражданин сможет отследить, на каком этапе находиться его дело.

Анонсированные изменения на сегодняшний день являются недоступными. Но как утверждает законодатель, она станет возможной в ближайшее время. Но уже сегодня на электронном портале государственных услуг можно запрашивать сведения, необходимые для подачи заявления о банкротстве (выписка ЕГРН об имуществе, запрос о предоставлении кредитной истории). В личной авторизованной учетной записи гражданина содержится информация о наличии и ходе исполнительных производств.

Как точно будет происходить удаленная подача заявления на упрощенную процедуру банкротства неизвестно. Однако, исходя их практики, можно предположить, что на сайте Госуслуг будет выделен специальный раздел. В нем можно будет сформировать заявление и приложить необходимые документы.

Электронная подача заявления через Госуслуги на упрощенное банкротство призвано решить несколько проблем:

  • Предоставить гражданам больше возможностей на подачу заявления о финансовой несостоятельности. Учитывая то, что должник не всегда может обратиться в МФЦ в силу географических особенностей проживания, удаленную подачу заявления о банкротстве можно считать более чем необходимой и обоснованной. Сейчас, чтобы подать заявление на упрощенную процедуру банкротства нужно, чтобы должник лично обратился в отделение МФЦ (по месту проживания или месту жительства). Личное присутствие гражданина диктуется необходимостью проверки личности обратившегося по паспорту. Представьте, человек живет в маленьком удаленном населенном пункте, где никакого отделения МФЦ нет. Ближайший находится в районном центре, куда добираться придется несколько десятков километров. Новая процедура удаленной подачи заявления о финансовой несостоятельности сильно упростит жизнь людям с ограниченными возможностями, а также проблемами со здоровьем.
  • Снизить нагрузку на работу МФЦ.

Что говорят по этому поводу в прессе и интернете?

Введение удаленной подачи заявления о банкротстве через Госуслуги уже нашла отклик в юридической среде. Сторонники новых изменений настроены оптимистично и считают, что новая процедура упростит жизнь гражданам, желающим пройти процедуру финансовой несостоятельности: сэкономит их время и деньги. Благодаря новым изменениям, по их мнению, продолжится курс автоматизации и цифровизации предоставления услуг гражданам. Это остается актуальным в условиях пандемии.

Однако, есть и критики, которые находят ряд проблем в прохождении банкротства в формате онлайн:

  • Как учесть уровень сложности процедуры банкротства и не упростить ее до того, чтобы ею не стали злоупотреблять?
  • Как продумать слаженный механизм оценки и проверки финансовой ситуации удаленно, без участия должника?
  • Как защитить онлайн-портал и учетные записи граждан от взлома?

Возможное будущее процедуры

По мнению специалистов, удаленная подача заявления на упрощенную процедуру банкротства через Госуслуги, может стать плацдармом для автоматизации дел о финансовой несостоятельности граждан. Этакая «проба пера» и «обкатка» возможной новой процедуры. Специалисты предполагают, что в будущем у физических лиц будет возможность вести весь процесс банкротства дистанционно : от подачи заявления и предоставления нужных документов в электронном виде, до списания долгов без обращения в арбитражный суд или МФЦ.

Пока такие прогнозы кажутся чересчур оптимистичными. В этой связи вспоминают недавний запуск упрощенной процедуры банкротства через МФЦ. Тогда, в первые месяцы работы новой процедуры менее трети всех поданных заявлений о банкротстве физических лиц были одобрены. Причин было несколько. Во-первых, низкая информированность населения о правилах их заполнения и условиях подачи. Во-вторых, сотрудники МФЦ также допускали ошибки по принятию, обработке и проверке заявлений граждан.

Таким образом, в ближайшее время гражданам возможно будет удаленно подать заявление о банкротстве через авторизованную учетную запись Госуслуг. Пока речи о полном переходе на дистанционный формат прохождения процедуры финансовой несостоятельности через Госуслуги не идет. Однако, он и полностью не исключается.


Зато уже сейчас вы можете обратиться в нашу компанию «БФЛ Финанс» за бесплатной консультацией и узнать, обо всех тонкостях процедуры банкротства. Так вы поймете подходит ли вам этот вариант и сможете подобрать подходящую стратегию. А если решите пройти процедуру признания вас банкротом и списать долги, наши специалисты помогут вам на всех этапах: от сбора документов, подачи заявления, судебного заседания, до полного списания долгов.
Статью можно